Голубой вагон бежит, качается… Машинисты поездов становятся опасными для окружающих
Дисциплина, которой славилась железная дорога, уходит в прошлое. Реалии нынешнего дня – машинисты-“шумахеры”, поезда водят наркоманы, а то и просто люди, не пригодные к работе по состоянию здоровья…
Настораживающая ситуация складывается в Центральном транспортном регионе. На одной только станции “Караганда-Сортировочная” в этом году выявлено несколько случаев, когда машинисты тепловозов задерживались за хранение наркотиков. В феврале этого года был за хранение гашиша осужден машинист электропоезда С. Немов. В августе с героином задержан машинист ТД-11 ст. Агадырь. По факту возбуждено уголовное дело, которое в настоящее время находится на изучении в прокуратуре.
- Чуть ранее с ходатайством в ЛОВД станции обратился директор Жана-Аркинского эксплуатационного локомотивного депо с просьбой провести проверку локомотивных бригад на наличие наркотиков, - рассказывает Рашид Евниев, начальник отдела Центральной региональной транспортной прокуратуры. - Столь радикальные меры со стороны директора последовали после того, как один из машинистов, некий В. Куликов, был обнаружен без сознания в кабине своего тепловоза. Обследование в диагностической больнице Караганды показало наличие в крови машиниста наркотических веществ.
То, что наркотики проникают в некогда полувоенную организацию, которая всегда славилась железной дисциплиной, говорит о том, что хорошо отлаженная система начинает давать сбои. Это, кстати, заметно и по многим другим признакам. Виданное ли дело, чтобы машинист, например, решил проскочить на красный свет перед идущим поездом, будто находится на каком-нибудь обычном городском перекрестке? Трудно себе представить. Однако факт, что называется, налицо. В июне на станции Майкудук по Карагандинскому отделению перевозок произошло столкновение маневрового тепловоза, который пытался проехать на красный свет, с пассажирским поездом № 46 сообщением “Павлодар-Алматы”. В результате аварии пассажиры поезда получили многочисленные травмы, пострадало в общей сложности 66 человек.
Причиной столкновения по формулировке транспортной прокуратуры стало “неисполнение своих должностных обязанностей работниками железной дороги, в частности машиниста, дежурного по станции, составителя поездов”.
И это не единичный пример. Синдром “шумахера” ранее уже стал причиной несчастного случая. На станции Новоишимская маневровый тепловоз задавил путейца, занятого на расчистке железнодорожных путей. Прокуроры установили, что у “движенцев”, которые готовили к приему поезд, заели стрелки. Тогда дежурная по станции приказала машинисту маневрового тепловоза освободить путь, проскочив прямо перед заходящим на станцию составом. В горячке и не заметили, как под локомотив попал человек. Виновные были осуждены.
Проблема наркомании среди машинистов и другие вопросы безопасности на транспорте обсуждались на коллегии Центральной региональной транспортной прокуратуры. Железнодорожному ведомству рекомендовано проводить более тщательный предрейсовый осмотр, который включал бы и наркотические тесты.
Впрочем, что тут говорить о наркотестах, если даже элементарные требования порой не выполняются. В Атырауской области машинисты тепловозов выходят в рейсы без заключения врачебной экспертной комиссии (ВЭК). По данным Атырауской транспортной прокуратуры, без одобрения ВЭК был допущен к работе машинист тепловоза К. Маскарбаев, погибший при сходе поезда на перегоне 414 разъезд-Доссор. Без заключения комиссии допущены к работе помощники машиниста Ж. Отаров, Н. Мухаев и М. Мухаев. Позже по заключению экспертов они признаны профессионально не годными к работе. Случается, заключения ВЭК оказываются ложными. Машинист Б. Шинганбаев получил заключение железнодорожной больницы ст. Алматы-1, в то время как по заключениям местной железнодорожной больницы был признан не годным к работе. Для проверки достоверности заключений прокуратура назначила судебно-медицинскую экспертизу с приглашением экспертов. Алматинское заключение оказалось ложным.
Чем все это грозит, думаю, объяснять не нужно. Игнорирование медицинских требований может привести к внезапному ухудшению здоровья машиниста, создать аварийную ситуацию и послужить причиной крушения.
Руководству железнодорожного ведомства есть о чем задуматься.
Владимир Курятов, Астана